МБОУ Ново-Павловская СОШ Автор разработчик: учитель технологии Пятилокотова О.П.
Тема: «Конструирование клиньевой юбки»
Урок технологии.
Тема: Конструирование клиньевой юбки.
Цель урока: - ознакомить с последовательностью чертежа клиньевой юбки; - научить строить чертёж клиньевой юбки; - воспитывать аккуратность, ответственное отношение к работе; - развивать самостоятельность.
Одежда не имеет своей собственной жизни и истории. Она живет вместе с человеком, изменяется вместе с ним, его обычаями, понятиями о красоте и стандартах фигуры человека. Юбка появилась в обиходе человека много тысячелетий назад, её прародительницей была набедренная повязка. Юбка прошла свой исторический путь вместе с человеком, являясь самостоятельной частью костюма или частью платья, исчезая на время и снова возвращаясь. В Древнем мире юбок не было. Например: в античные времена, когда существовал культ человеческого тела, одежда лежала на плечах и, свободно спадая, не скрывала естественной красоты, форм и пропорции фигуры (плащи, хитоны). (Слайд) Во Франции, Англии XVI-XVII вв. фигуру спрятали в корсет, утянув талию. Юбку расширили до неимоверных размеров за счет металлического каркаса, весившего 7-8кг. Вся эта конструкция стояла на полу сама по себе. В неё заходили как в шкаф и застегивались. Каркас имел такую объемную форму, что, проходя в узкую дверь или усаживаясь, дамы испытывали немалые трудности. Такая одежда скрывала недостатки фигуры, создавая впечатление стройности. И полные, и худые дамы казались одинаково подтянутыми, с прямой спиной и горделиво поднятой головой.(Слайд) Испания XVII век – век инквизиции, тело считается греховным, одежда полностью искажает пропорции. Характерной деталью женского костюма XVII века была съемная распашная юбка со шлейфом, имевшим не только декоративное, сколько престижное значение – длина шлейфа зависела от знатности происхождения, например, у королевы шлейф был длиной 4,95 м, у принцессы 2,25 м, герцогини – 1,35 м. Если требовали обстоятельства и этикет, шлейф лежал свободно или его носили пажи. Особенно престижно было иметь в качестве пажей маленьких негритят (Слайд) Великая французская революция 1789 года привела к смене моды. Возвращаются античные традиции, т.е. естественные формы фигуры снова входят в моду. Происходит отказ от каркасов, и др. Юбка начиналась сразу под грудью и украшалось множеством воланов по низу. Нижняя часть тела зрительно вытянута за счет смещения талии под грудь (слайд) Европа XIX век. Применительно к моде – это “бюргерская простота”. Романтизм. Снова носят корсет, силуэт приобретает форму опрокинутой рюмки. Талия возвращается на место, юбка сильно расширена к низу. Такую форму держит кринолин – нижняя юбка из конского волоса.(слайд) В конце XIX века появляется турнюр - высоко присборенные юбки сзади (слайд) В XX веке история юбки была особенно стремительной, менялась по нескольку раз в десятилетие, а к концу века и того чаще. Но все это касалось только высших сословий. В русском национальном костюме юбка тоже была представлена. Два-три полотнища собирались сверху на поясе. Полы не сшивались и не сходились. Но это не была дань моде - так было удобно работать. Такая юбка называлась понёва. (слайд) В русской деревне юбки появились не раньше середины XIX века. До этой одежды служила длинная холщовая рубаха и сарафан. Юбки шили из прямого полотнища, густо собирая его на узком пояске. Деревенская мода всегда соответствовала укладу крестьянской жизни. Телесная полнота означала для крестьянской девушки здоровье, а здоровье – это дети и работа до седьмого пота. Потому девушки на выданье надевали на праздники по нескольку юбок, “чтобы казаться толще” – полнота для них была все-равно, что красота. Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, у замужних женщин была обязательно до пят. По числу юбок мерялся достаток. У донских казачек бывало по пятнадцать–двадцать юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета. Интересна история появления современной мини-юбки. В 1964 г. молодая англичанка Линда Квайзин делала дома генеральную уборку. Чтобы удобнее было мыть полы, она облачилась в старую, обрезанную ножницами выше колена, юбку. Именно в это время к ней зашла её лучшая подруга – Мери Куант, начинающий лондонский модельер. Мери была поражена, как сногсшибательно выглядит её хорошенькая подружка с точёными ножками в этой нестандартной обстановке. Мини-юбка завоевала бешеную популярность в Англии. Весь мир носил мини целых восемь лет! Ещё никогда мода не была так постоянна! Покрой “мини” был модернизирован разными складками, разрезами, карманами, кокетками и т.д. (слайд)
Меняются времена, формы, детали, но присутствие юбки в гардеробе современной женщины остается неизменным. По своей конструкции юбки делятся на 3 основных вида. (Слайд)
Но, какие же требования мы предъявляем к юбке? Конечно, она должна быть модной, красивой, удобной, хорошо сидеть на фигуре, не стеснять движений. Процессы конструирования и моделирования должны учитывать особенности фигуры, её пропорции. Тогда можно зрительно сгладить недостатки и выделить достоинства и наоборот. Для того, чтобы юбка хорошо сидела на фигуре, соответствовала размеру и росту человека , что нужно сделать? Ответы детей ( правильно снять мерки и построить выкройку. Вспомните: какие правила следует соблюдать при снятии мерок? Хорошо, ну , а сейчас мы с вами подведем итог. (Слайд) А какие мерки нужны, чтобы сшить юбку? Ответы детей. Я попрошу выйти ко мне 2 девочки и продемонстрировать снятие мерок с фигуры человека. Спасибо, молодцы! Ну, а сейчас , прежде, чем перейти к практической части нашего урока, мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопросы кроссворда. (Слайд) Да, действительно, это чертеж. И мы сегодня будим с вами строить чертеж клиньевой юбки. Мы будим строить чертеж на типовую фигуру девочки 40-го размера. Для выполнения практической работы нам необходимы следующие инструменты: - рабочая тетрадь; - линейка закройщика; - простой карандаш; - ластик. Итак, мы приступаем.( Слайды) Хорошо, замечательно, вы справились с построением чертежа клиньевой юбки. На следующем уроке, вы будите строить чертеж клиньевой юбки в натуральную величину и по своим индивидуальным меркам.
Итог нашего урока, я бы хотела подвести минуточкой рефлексии. Итак, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы вы свои впечатления, настроение и знания выразили закончив указанные предложения. (слайд). Мудрость русского народа гласит: - Без труда не вытянешь и рыбку из пруда; - У страха глаза велики; - Учиться никогда не поздно; - Не ошибается тот, кто ничего не делает. Все эти поговорки, отображают нашу работу на уроке. И в заключении нашего урока, мне бы хотелось вам дать совет: Даю совет вам не лениться- И гардероб ваш обновится! А если не умеешь шить Учиться надо поспешить!