Урок «Математические утверждения: аксиомы, теоремы» Цели: учебная: продолжить формирование у учащихся понятия об основных геометрических фигурах; учить строить треугольник, называть его, различать элементы треугольника; дать представление учащимся о видах высказываний, о истинных математических утверждениях; дать определение понятия «доказательство». развивающая: развивать и формировать пространственные и геометрические представления и понятия; пополнить математический кругозор, обогатить жизненный опыт; развивать логическое мышление, память, внимание. Оборудование: плакат с изображением различных геометрических фигур («Узнай меня»), опорная схема «Виды треугольников», слово «МНОГОУГОЛЬНИК» двумя цветами,спички. Форма проведения: работа в группах. Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по увлекательной стране «Геометрия». Мы видим, слышим, думаем, а, значит, живём. И у нас есть все основания радоваться жизни. Вспомните как вы радовались собираясь в зоопарк. Давайте вместе с писателем Аланом Милном побываем в зоопарке: Почему мне нравится слон? В зоопарке олени есть и верблюды горбатые, Крокодилы здесь и мартышки здесь, И медведица с медвежатами. Словом, звери со всех сторон. Но мне нравиться только слон! Со слоном я даже дружу. Почему? Сейчас расскажу! «Добрый день!»- я сказал бегемоту. Бегемот молчит от чего-то. Я к моржу тогда подхожу. «Добрый день»- говорю моржу. Но молчит и морж, и тюлень- Поздороваться глупым лень! Только слон головой качает: «Здравствуй, здравствуй»- он отвечает. Почему мне нравится слон? Потому что вежливый он! Убедил вас автор «Почему мне нравится слон?». А какое животное нравиться вам и почему? Каждое ваше высказывание истина или видение конкретного человека? Задания группам: 1. Предлагается следующая ситуация: при НИИ формируются группы школьников для участия в опытно-экспериментальной и исследовательской работе. Задача: убедить комиссию, что именно вы подходите для этой работы. (Ученики обсуждают в группах, и командир группы приводит аргументы) 2. Приведите суждение (которое является истиной) и приведите аргументы. Н-р: кисломолочный продукт «Бифидок» полезен для здоровья. Аргументы: он обогащен бифидобактериями, нормализует работу желудочно-кишечного тракта, укрепляет иммунную систему, обеспечивает профилактику аллергии. (Заслушиваются группы) 3. Приведите примеры истинных математических суждений. Вы аргументировали, обосновывали, убеждали. На уроках геометрии часто дается задание: докажите, приведите доказательство. Растолкуем слово «доказательство» (учитель раздает листы, на которых напечатаны определения понятия «доказательство», взятые из энциклопедий, словарей) Сегодня мы продолжим знакомиться с геометрическими фигурами. Посмотрите на доску и прочитайте слово, которое там написано. Из каких двух частей образовано это слово? Вместо слова «много» поставьте число 5. Как назовем такую фигуру? Теперь поставьте число 9. Что получилось? А теперь - число 3. Какая фигура получилась? Итак, сегодня мы знакомимся с треугольником. Отметьте в тетради три точки так, чтобы они не лежали на одной прямой, и соедините попарно эти точки. Какая получилась фигура? Получился треугольник. Каждый из вас имеет имя. Давайте дадим имя и треугольнику. Назовем его так: АВС. Из чего состоит треугольник? Запись в тетрадях. АВС А, В, С- вершины ВСА АВ, АС, ВС- стороны САВ Ученик: Часто знает и дошкольник, Что такое треугольник. А уж вам-то как не знать… Но совсем другое дело- Очень быстро и умело Треугольники считать. Например, в фигуре этой Сколько разных? Рассмотри! Всё внимательно исследуй И по «краю» и «внутри». Практическая работа: Каждому ученику даётся шесть спичек. Составьте треугольник: А) из трех спичек составьте один треугольник; Б) из пяти спичек составьте два треугольника В) из шести спичек составьте четыре треугольника. Работа в тетрадях: Постройте четыре треугольника, «непохожих» друг на друга. Каждому треугольнику дайте своё имя. Назовите стороны, вершины каждого из них. (Проверка выполнения работы). Ученик: Ты на меня, ты на него, ты на всех нас посмотри. У нас всего, у нас всего, у нас всего по три. Три стороны и три угла, и столько же вершин. И трижды трудные дела мы трижды совершим. Все в нашем городе - друзья, дружнее не сыскать, Мы треугольников семья, нас каждый должен знать! Учитель: Вы видите, что треугольники бывают разные. Их можно различать по сторонам и углам. (Вывешиваются плакаты). Классификация треугольников по сторонам Равнобедренный Равносторонний Разносторонний Равнобедренный и равносторонний треугольники можно начертить с помощью циркуля и линейки. (Выполнение учителем на доске, учащимися в тетрадях). Классификация треугольников по углам Прямоугольный Остроугольный Тупоугольный Обо всех видах треугольников вы подробно узнаете при изучении геометрии в 7 классе. Пятиминутка: Найдите лишнее слово. Докажите, что именно это слово лишнее. Наташа Килограмм Галя Тонна Юля Километр Света Центнер Витя Грамм Подведение итогов Вот и закончилось наше путешествие в мир геометрии. Многое вы узнали: как зародилась эта наука и как она развивалась. Но всё это только начало знакомства с геометрией. Ведь арифметика и начальная геометрия- это лишь самые первые этапы величественного здания математической науки. Но путь к вершинам математики начинается в школе. Только хорошо усвоив курс математики, научившись решать самые сложные школьные задачи, можно рассчитывать на успехи в математическом творчестве. Самая длинная дорога начинается с первого шага! Так делайте эти шаги- и в путь, далёкий и сияющий путь математического творчества! |