Цель: вызвать интерес шестиклассников к предмету; повторить темы «Общее знакомство с растениями» и «Органы цветковых растений»; пробудить любовь к природе, внимательное и бережное отношение к растениям; привить умение работать с дополнительной литературой. Подготовка к мероприятию. Каждый класс заранее выбирает команду из 5-6 человек, остальные учащиеся – зрители. Все учащиеся принимают участие в подготовке к игре: готовят рассказы о растении – символе своей команды, рисуют эмблемы с изображением этого растения, делают своими руками подарки для кабинета биологии, готовят короткий рассказ об одном из комнатных растений, составляют букеты из осенних цветов, листьев, сухофруктов в стиле икебана; украшают кабинет биологии. Ведущий – учитель биологии Дашевская Т.В. Жюри – учителя, завуч, директор школы.
Ход игры. 1. Вступительное слово учителя: Если мы посмотрим вокруг, то увидим, что вокруг нас все меньше живой природы. Все больше становится в городах мертвого асфальта, дымящих машин и мусорных свалок, все дальше нужно уезжать от цивилизации, чтобы увидеть, как расцветают лотосы, полюбоваться столетними дубами, походить по грибным местам или понаблюдать за пчелой, собирающей нектар с цветов. А ведь мир растений многообразен и загадочен. Почти полмиллиона видов трав, кустарников, деревьев и споровых растений. И каждое растений имеет свои особенности, свои маленькие тайны и загадки. А сколько тайн и поныне хранят всем знакомые грибы, лишайники и бактерии! И все это – владение современной ботаники – науки увлекательной и интересной. Сейчас вы делаете только первые шаги в изучении одной из увлекательных наук - ботаники, и я надеюсь, что знания эти пробудят в вас интерес ко всему живому, заставят бережно относиться к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному миру. 2. Представление команд и капитанов. Конкурс символов команд. Каждая команда заранее выбрала себе растение – символ. Капитаны рассказывают о своем растении, не называя его, а другие команды пытаются отгадать, что это за растение (время на раздумье – 1 минута, за правильный ответ – 5 баллов). После того, как растение – символ угадано, команда ставит на свой стол само растение или его рисунок и прикалывает к одежде эмблемы. Команда – Ромашка и Незабудка (приставление команд презентацией учащихся) – Приложение №1. 3. Конкур подарков кабинету биологии. Ведущий обращает внимание всех присутствующих на оборудование кабинета биологии и предлагает командам сделать подарки кабинету (наглядные пособия, сделанные своими руками; поделки из природного материала, интересные находки, принесенные из походов в лес; комнатные растения и т. д.). «Ромашка»- подарок комнатное растение для кабинета биологии, «Незабудки» - хомяка для будущего живого уголка. Жюри оценивает конкурс: максимальная оценка 5 баллов. 4. Игра «Путешествие по клумбе». Игра напоминает игру «Поле чудес!» (презентация – использование интерактивной доски)- Приложение№2. 5. Конкурс загадок. Представлена презентация «Загадки о цветах» - Приложение№3. Учащиеся должны отгадать растение, название которого спрятано в стихотворной форме. (время на раздумье – 30 сек., правильный ответ – 2 балла). 6. «Брейн – ринг». Учитель задает командам 5 вопросов (время на раздумье 1 мин., за правильный ответ – 5 баллов). Используется презентация. Вопросы: 1. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? 2. Название этого цветка связано с легендой, в которой говорится о верности девушки своему любимому. 3. Листья этого цветка похожи на мечи, которыми сражались гладиаторы. По – латыни цветок этот называется «Меч». 4. Ради этого растения шли на преступления, нередко из-за него возникали войны. Собирали его, только получив разрешение китайского императора; его называли чудом света, божественной травой, корнем жизни. Что это за растение? 5. Почему у заборов чаще всего растут растения, семена которых распространяются ветром? 7. Конкурс рассказов о растениях. Команды заранее выбирали комнатное растение из кабинета биологии, пользуясь дополнительной литературой, подготовили о нем интересный короткий рассказ (не более 1 мин, максимальный балл – 5).1-команда «Ромашка»,2 – команда «Незабудки». 8. Конкурс букетов. На столах команд (максимальный балл – 5).Жюри оценивает композицию, лаконичность, оригинальность, название букета. «Ромашка»- букет из сухих цветов, а «Незабудки» - букет из конфет. 9. Подведение итогов. Награждение победителей.