МБОУ Ново-Павловская СОШ Учитель технологии Пятилокотова О.П.
Рабочая программа по технологии Направление - «Профессиональное самоопределение» 9 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ образовательной области «Технология»
направление – «Профессиональное самоопределение» 9 класс Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Основы профессионального самоопределения» разработана в соответствии с программой основного общего образования по направлению «Технология 9 класс», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. («Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение»2008г). Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану, рабочая программа предполагает обучение в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю. Главная цель программы «Основы профессионального самоопределения» — сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, ка¬рьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способ¬ностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в спе¬циалистах. В ходе реализации данной программы решаются следующие задачи: • обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельнос¬ти, профессиях, карьере; • сформировать знания и умения объективно осуществлять са¬моанализ уровня развития своих профессионально важных ка¬честв и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудо¬вой деятельности к человеку; • развивать представление о народном хозяйстве и потребнос¬ти в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; • воспитывать уважение к рабочему человеку. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся Учащиеся должны знать: уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры; значение правильного самоопределения для личности и об¬щества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств. Учащиеся должны уметь: осуществлять самоанализ развития своей личности; проводить профессиографический анализ профессий и соот¬носить требования профессий к человеку с его личными дости¬жениями.
Тематический план
№№ Тема Кол-во часов Всего теория Практика 1 Внутренний мир человека и система представлений о себе 2 2 2 Профессиональные интересы и склонности 4 2 2 3 Способности, условия их проявления и развития 2 2 4 Природные свойства нервной системы 2 2 5 Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности 4 2 2 6 Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении 2 2 7 Профессиональные жизненные планы 2 2 8 Профессиональная пригодность 2 1 1 9 Здоровье и выбор профессии 4 2 2 10 Отрасли общественного производства 4 4 11 Профессии, специальности, должности 4 2 2 12 Профессиональная проба 2 2 Всего 34 23 11
ПРОГРАММА Тема 1. Внутренний мир человека и система представлений о себе Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в професси¬ональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки. Тема 2. Профессиональные интересы и склонности Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склон¬ности». Выявление и оценка профессиональных интересов с по¬мощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диаг¬ностический опросник» (ДДО), коммуникативных, организатор¬ских склонностей (КОС-1). Тема 3. Способности, условия их проявления и развития Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня ин¬теллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быст¬рый счет», тесты Айзенка. Тема 4. Природные свойства нервной системы Темперамент, черты характера и их проявление в профес¬сиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова. Тема 5. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (ме¬тодика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Косса»), внимания (тест Бурдона, «Красно-черная таблица»), мышления (методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равена). Тема 6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Ус¬ловия их формирования. Классификация мотивов деятель¬ности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориен¬тации в профессиональном самоопределении и служебной ка¬рьере. Тема 7. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и ка¬рьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда. Тема 8. Здоровье и выбор профессии Здоровье как условие высокоэффективной профессиональ¬ной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоро¬вья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуко¬вой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с помо¬щью универсального рефлексометра. Координация движений, динамический и статический тре¬мор рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценка координации движений и тремора рук с помощью тремокоор-динаметрии. Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки пространственного и линейного глазо¬мера.
Тема 9. Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности Производство средств производства. Роль тяжелой промыш¬ленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышлен¬ности. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли промыш¬ленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрас¬ли промышленности. Металлургия, производство конструкци¬онных материалов. Машиностроение. Приборостроение. Химичес¬кое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бы¬товое обслуживание. Системы передачи информации: телефон¬ная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение; просвеще¬ние, культура, медицинское обслуживание. Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек — чело¬век», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Форму¬ла профессии. Деловая игра «Профессиографическое лото». Профессиограмма и психограмма. Проектирование профессиональ¬ного плана и его коррекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространенных профессий. Тема 10. Профессиональная проба Роль профессиональных проб в профессиональном самооп¬ределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).
Календарно-тематическое планирование.
№ Тема Кол-во часов Дата проведения всего теория практика 1 Внутренний мир человека и система представлений о себе 2 2 2 Профессиональные интересы и склонности 4 2 2 3 Способности, условия их проявления и развития 2 2 4 Природные свойства нервной системы 2 2 5 Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности 4 2 2 6 Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении 2 2 7 Профессиональные жизненные планы 2 2 8 Профессиональная пригодность 2 1 1 9 Здоровье и выбор профессии 4 2 2 10 Отрасли общественного производства 4 4 11 Профессии, специальности, должности 4 2 2 12 Профессиональная проба 2 2 всего 34 23 11
Литература.
1. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М.:Лист, 1996 год. 2. Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996 год. 3. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного определения. М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997 год. 4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение М.-Воронеж, 1996 год. 5. Трудовой кодекс с комментариями. М.2001 год. 6. Конституция Российской Федерации. 7. Закон об образовании. 8. Технология. Учебник для 11 класса, под редакцией В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2002 год. 9. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика 10-11 класс в 2-х частях, М., 2001 год. 10. Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения подростков, М., 2000 год. Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. 11. Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения подростков, М., 2000 год. Рабочая тетрадь для учащегося 12. Программы общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера: 8-9 кл. М.: Просвещение, 1999. 13. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений./Под.ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М.:Просвещение, 2003. 14. Технология профессионального успеха: 10-11 кл. М.: Просвещение, 2003.
15.Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение»2008г
Оборудование.
1. Индивидуальные опросные листы для проведения диагностических методик (ранжирование ПВК личности, теста ШТУР, теста Айзека, методики Кейрси, методики Голланда). 2. Информацию об образовательных учреждениях города, региона, страны. 3. Документация для абитуриента. 4. Примерные варианты договоров об образовании, трудового договора. 5. Материалы для подготовки к вступительным экзаменам.