Программа самообразования учителя биологии и химии
Тема: «Разнообразные формы контроля и коррекции знаний на уроках биологии и химии»
Срок реализации: 2014 – 2017 год Учитель первой категории: Дашевская Татьяна Васильевна х.Костино– Быстрянский 2014г.
Данные учителя: Фамилия Имя Отчество: Дашевская Татьяна Васильевна Образование: Высшее. Ростовский Государственный педагогический университет. Специальность: биология. Место работы: МБОУ Ново – Павловская СОШ Должность: учитель биологии, химии.
Год Педагогический стаж работы Квалификационная категория Примечание 2014 - 2015 28 лет первая Руководитель кружка «Юные исследователи природы» 2015- 2016 2016- 2017
Актуальность самообразования учителя: самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к классному руководителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег Цели самообразования: - Систематизация накопленного опыта работы; -Представление результатов профессиональной деятельности; -Планирование действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов; -Оценка профессиональной компетенции; Задачи самообразования: -Повышение профессионального уровня; - Достижение более высокие результаты в работе; -Развитие инновационного поведения, нового педагогического мышления; -Развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры. Ожидаемые результаты: Учитель должен: 1. приобрести знания и умения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности; 2. осознать самообразование как постоянной потребности педагога. В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы: 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности); 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период); 3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью: - средств массовой информации, - вычислительной и оргтехники, - библиотек, - исследований, экспериментов, творческих дел и заданий, - осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.
Содержание и формы реализации программы
Направления Формы Систематическое обучение -курсы, -методические семинары,
Педагогическое общение -участие в работе РМО учителей биологии и химии, -проведение открытых уроков, -посещение открытых уроков коллег, -участие в тематических конкурсах, -сообщение докладов, -презентации.
Практика -разработка методических материалов, -обобщения педагогического опыта по теме самообразования, -разработка уроков с внедрением темы самообразования.
Индивидуальная работа -Изучение методической литературы по теме, -Знакомство с опытом коллег.
Примерный план реализации программы на 2014-2017 гг.
Наименование мероприятий Организационно-педагогические мероприятия Сроки реализации 1. Научно-теоретическая подготовка 1.1 Развитие: 1.Знаний теоретических основ предметов . Знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике и т.д. 2. Знаний новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер). 1.Чтение научно-методической литературы по биологии и химии. 2. Обзор в Интернете информации по биологии и химии инновационным технологиям Регулярно 1.2 Повышение квалификации по биологии и химии. 1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы. 2. Посещение уроков своих коллег. 3. Классификация и решение заданий ЕГЭ и ГИА по биологии. 4. Прохождение предметных курсов по биологии и химии, в том числе и дистанционных В течение года 2.Методическая подготовка 2.1 Совершенствование: 1. Разработка конспектов уроков 2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 3.Разработка комплекта входных и итоговых самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов 4.Разработка комплекта олимпиадных задач. 5.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах Регулярно 2.2 Разработка программно-методического обеспечения а) научно-методическая работа
1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся. 2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.
В течение года б) Участие в методических школьном и районном объединениях, в жизни школы 1.Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы, района и республики. 2. Выступление на заседании ШМО и РМО с самоанализом 3. Общение с коллегами в школе. 4. Работа в школьной лаборатории В течение года, по плану ШМО и РМО в)Опытно-экспериментальная работа.
1. Разработка программ В течение года
3.Психолого-педагогическая подготовка 3.1 Совершенствование: 1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы 2.Искусства общения, влияния, педагогических качеств 1. Чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике. 2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии. 3.Изучение работы лучших учителей школы, района, республики Систематически Примерный план реализации программы на 2014-2015 гг
Направления Мероприятие Сроки Систематическое обучение 1)Семинары РМО учителей биологии и химии. в соотв. С планом РМО
Педагогическое общение 1)Проведение открытого урока по химии «» С применением темы самообразования. 2) Проведение открытого урока. С применением темы самообразования.
3)Посещение открытых уроков коллег. Октябрь 2014 г
в соотв. С планом школьного МО учителей естественно – математического цикла.
Практика предварительная подготовка отчета по теме самообразования Сентябрь-Октябрь 2014г;
Индивидуальная работа 1)Посещение интернет библиотеки научной литературы. 2)подготовка к открытым мероприятиям 3)Приобретение методической литературы, 4)разработка уроков, 5)создание своего сайта и веб страницы. ежемесячно
в соотв. С планом МО
постоянно
еженедельное обнавление сайта.
Заключение Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.