Так в “Часе ученичества” ведется рассказ о Толстом. Через полтора столетия после уроков Толстого разговоры о свободе вошли в школу двояко: на шумной волне дискуссий о свободном обществе, свободе слова, свободном предпринимательстве – и осторожным, внимательным присматриванием к образу внутренней свободы. Той свободы, которую нельзя учредить или дозволить, а которая откуда-то в человеке вырастает. Педагогика сотрудничества- направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ. 1.Технология индивидуального обучения и Педагогика сотрудничества В последнее время споры о Педагогике сотрудничества приутихли. Все вроде бы за. Да и слова “Педагогика сотрудничества” стали привычными. Но при этом понимаются эти слова по разному, и зачастую в совсем противоположном смысле, чем тот, который в этих словах присутствовал вначале. Думается, что вопрос о Педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться. “Педагогика для всех” начинает разговор о свободе с прозаичных и злободневных рассуждений о самостоятельности. А вскоре выходит на высвечивание главных средоточий внутреннего мира человека. Уроки сотрудничества. Традиционные методы работы в группах используются для того, чтобы ребята приобретали: а) навыки коммуникации, б) обсуждали свои жизненные проблемы, в) умели рефлексировать, создавать проекты. Перед учителем часто стоят задачи: 1. Метод или содержание. 2. Иногда столько материала, что учащиеся не могут его осмыслить. 3. Научить детей правильному поведению на уроке (культура поведения, речи, культура взаимоотношений...) Как же можно сочетать интересные методы работы с глубоким содержанием? В этом помогают групповые методы работы, в основе которой лежит педагогика сотрудничества (материал разработан американским учителем Роузи). Педагогика сотрудничества это: 1. Индивидуальная работа. 2. Соревновательная. 3. Кооперативная. Основные элементы обучения сотрудничества: 1. Работа ученика контролируется учителем. 2. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый. 3. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно Важным моментом педагогики сотрудничества является кооперативное обучение. Основные элементы кооперативного обучения 1. Положительная взаимосвязь: а) определяется общая цель - научить каждого в отдельности, а также всех вместе. б) распределить роли в каждой группе - подводящие итоги, ободряющий, а также поддерживающий каждого в процессе обучения, развивающей идеи. 2. Парное взаимообучение: а) учащиеся помогают и поддерживают друг друга в стремлении учиться, б) учитель организует пары таким образом, чтобы учащиеся сидели рядом и могли обсудить каждый аспект задания. 3. Индивидуальная ответственность: а) учитель постоянно следит за уровнем знаний каждого, б) учитель может индивидуально проверить каждого ученика или выбрать одного члена группы для тестирования. 4. Умение сотрудничать друг с другом или с небольшой группой: Оно включает в себя: - умение лидировать, - умение принимать решения, - умение разрешать конфликты. 5. Групповое обсуждение: а) каждая группа должна описать действия каждого ученика, которые помогли всем вместе добиться успеха, б) подведение итогов, в) учитель постоянно наблюдает за работой групп и рассказывает группам и всему классу о результатах совместного обучения. Кооперативное обучение: 1. Это работа каждого в отдельности. 2. Это работа всех. 3. Это взаимодействие учителя и учащихся. Составные части кооперативного обучения 1. Индивидуальная. ДЕВИЗ: "Каждый сам за себя". 2. Соревновательная. ДЕВИЗ: "Моя задача самому победить, а другого обойти". 3. Кооперативная (группа учащихся работает вместе, чтобы достичь одной цели). ДЕВИЗ: "Мы доплывем все вместе". Кооперативное обучение можно провести при групповой работе. ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА не была изобретена, на нее невозможно взять патент. Учителя-экспериментаторы лишь увидели ее, смогли увидеть в результате своих многолетних трудных экспериментов. Они научились хорошо учить всех, не разделяя детей по способностям и в то же время предоставляя каждому возможность учиться на пределе своих сил, что и ведет к развитию ребенка. И они обнаружили, что общий корень их поисков и находок – сотрудничество с детьми. Они меняли свои методики, как оказалось, с одной целью: чтобы достичь отношения сотрудничества. Вот это единство отношений сотрудничества и новых методик, рассчитанных на сотрудничество с детьми, и составляет суть педагогики сотрудничества |