Использование современных методик, приемов, методов обучения – все это очень хорошо, но и одновременно с этим не имеет никакого смысла, если в душе ребенка не разжечь огонь познания. Но как же его разжечь? Что такое удачный урок? Над этими вопросами ломают головы многие люди : учителя, ученые, журналисты, родители. Школьное образование переживает сложные времена . Как пробудить в детях интерес к знаниям ? Вообще – то секрет плодотворного обучения был известен еще греческому историку Плутарху – « УМ - ЭТО НЕ СОСУД , КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМО НАПОЛНИТЬ , А ФАКЕЛ , КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМО ЗАЖЕЧЬ ». Хотя этому изречению более двух тысяч лет , оно служит моим руководством и , я думаю , может послужить руководством всем сегодняшним педагогам
« Дети учатся лучше, если учение им в радость». Многие мне возразят «Можно подумать мы об этом раньше не знали …» Знали, конечно, но мне кажется также как и я не все.
Манфред Шпитцер, профессор психиатрии, уверен на сто процентов в том, что «так же, как тренеру стоит разобраться в работе мускулов, представления о работе мозга совсем не помешают учителю». Весь процесс обучения можно разделить на две группы: «Обучение из под палки» и « Обучение в охотку ». Они протекают по – разному, так как нашим различным реакциям соответствуют различные реакции мозга. Учиться с радостью, это еще не значит, что уроки и домашние задания всегда должны сопровождаться чувством удовольствия и проходить в непринужденной атмосфере. Развивать сообразительность, самостоятельно решать проблемы, преодолевая препятствия и исправляя ошибки, - это иногда трудно и утомительно . Зато из достигнутого результата и понимания вырастают уверенность в своих силах и желание бросить вызов новым проблемам и задачам . Если же обучение происходит « из под палки » , то в нашем сознании формируется «модуль страха» и наш мозг начинает работать по упрощенной схеме , для того чтобы избавиться от источника страха , и мыслить в такой ситуации творчески невозможно , так как наше сознание начинает придерживаться простейших схем и как только ситуация повторяется наше сознание дает команду «Остановись это опасно» или «Действуй в том же духе у тебя все получится».
Сама атмосфера урока, его содержание, формы работы и личность учителя воздействуют на сознание и подсознание ребенка. В последние годы появляется очень много новых современных педагогических технологий, технических средств обучения, которые призваны сделать процесс обучения более значимым для ребенка, подтолкнуть его к новым поискам и находкам.
Наши юноши и девушки попадают во власть экстремизма, меркантилизма, национализма и других опасных явлений современного общества . Я ищу такие подходы , которые увлекли бы детей и оттолкнули бы их от нарастающих агрессивной бездуховности и равнодушного невежества . Мне кажется , что любые педагогические решения , самые современные достижения техники и технологии , открытия и конструкции будут мертвы , если они не будут опираться на живое слово , непосредственные наблюдения и ценности культуры
Живя и работая в Донском краю, остро ощущаешь свою связь с традициями русской, европейской, азиатской культур, которые за века своего развития сформировали на берегах Нижнего Дона уникальное явление – самобытную донскую культуру.
Ведь « всякий любит свою Родину, но может быть, Дон, тихий и вольный Дон достоин какой – то особенно острой любви ». Поэтому в своей практике я очень большое внимание уделяю краеведению не смотря на то , что применение краеведческого принципа в обучении географии не является новацией . Занятия краеведением сопровождающиеся изучением и исследованием проблем окружающей среды , общества позволяют целенаправленно формировать культуру личности .
Школьное краеведение есть всестороннее изучение родного края : природы, геологического прошлого, истории, культуры , населения , экономики.
Основные направления краеведения :
* геолого- географическое:
* историческое краеведение
* экономико – экологическое
Эти направления взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, поэтому важно проводить комплексное изучение родного края.
На своих занятиях я использую методы различных наук: физической и экономической географии, геологии и археологии, истории, биологии и т. д., поскольку считаю, что изучение родного края должно быть комплексным.
Школьное краеведение – прекрасное дополнение к школьным курсам природоведения, географии, биологии, истории, физики химии, литературы. Занятия краеведением невозможно без тесного взаимодействия между школьными учебными дисциплинами.
Учебники, учебная литература дают глубокие знания, но как бы ни были они глубоки, они не заменят изучения природы, населения, экономики лицом к лицу, не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми , посещений примечательных мест , достопримечательностей . Я считаю краеведение является первым шагом на пути научных исследований . Оно позволяет развивать самостоятельность во взглядах и суждениях , в познавательной деятельности .Краеведение учит проводить самостоятельные изыскания, проникать мыслью в сокровенные тайны природы, познавать культурную и хозяйственную деятельность человека , участвовать в охране и восстановлении природных богатств .
На своих уроках я стараюсь так организовать работу, чтобы краеведческие занятия сочетали:
* изучение литературы с экскурсиями
* теоретическую подготовку с практическими действиями
Занятие краеведением ведет к изучению, накоплению и систематизации краеведческого материала.
К краеведческому материалу относятся сведения собранные из разных источников о родном крае, его природе, хозяйстве, истории, быте , населении и культуре . Собранный материал должен находиться в школе и по возможности выставляться на школьном краеведческом стенде
Собранию и изучению о родном крае подлежат следующие материалы:
* сведения из научных трудов и художественной литературы;
* статьи, фотографии, заметки и рисунки из газет и журналов;
* архивные документы;
* рассказы старожилов.
Другие материалы собираются и изучаются при непосредственном изучении природы и хозяйства края.
Это результаты наблюдений над природными явлениями и объектами, производственными и сельскохозяйственными предприятиями. Собранный материал подлежит обобщению , систематизации , выявлению взаимосвязей .
Гуманизация учебных дисциплин в условиях реформируемой средней школы требует качественно новых подходов к школьным курсам, в том числе к географии, главное внимание в которых должно быть уделено взаимосвязям на Земле, взаимодействию в системе:
ЧЕЛОВЕК
ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
Современные условия привели к осознанию необходимости внедрения на практике основных идей развивающего обучения : развитие самостоятельности в познавательной деятельности, личностно – ориентированное обучение и выразились в создании своей определенной системы деятельности
* от общего к частному;
* от ознакомительного к конструктивному;
* первенство мировоззренческих идей над предметно-научными ;
* культуросообразность ;
* интеграция : а) междисциплинарная – история , биология , химия , физика , математика , литература ;
б) внутрипредметная – от курса к курсу.
* непрерывность работы на всех этапах и уровнях;
* усиление социального аспекта;
* расширенное внимание к культурным корням и традициям.
Особенностью тематического планирования является включение краеведческого материала в темы и разделы курса.
Роль краеведения очевидна – познание родного края, его природы, хозяйства , экономики , культуры . Одновременно с этим общение с природой , научные знания и практические навыки обогащают нам внутренний мир , обостряют наблюдательность , делают жизнь ярче , богаче , радостней .
Я думаю, что именно в 8 классе возникает необходимость введения дополнительного углубленного курса «ГЕОГРАФИЯ ДОНА» . Такая необходимость обусловлена современными требованиями предъявляемыми к школьному образованию , так как учащимся необходимо предоставлять дополнительные возможности для расширения знаний по предмету.
Ведение курса « География Дона » предполагает наличие у учащихся определенных знаний, умений, навыков, которые приобретаются в ходе изучения предшествующих курсов и, одновременно с этим он позволяет:
1) во-первых, сблизить два направления школьной географии: физическую и экономическую географию России;
2) во-вторых, создать базу в 8 классе для органичного перехода к изучению вопросов населения и экономики в 9 классе с учетом природных особенностей.
Целями изучения данного дополнительного курса в школе являются как основные цели изучения географии в школе:
* интеллектуальное развитие учащихся, формирование диалектика – материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества ;
* овладение основами географической науки и некоторых смежных наук о Земле и обществе;
* формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде;
* устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества;
* повышение культурного уровня школьников, воспитание любви и бережного отношения к Родине.
так и цели частного характера:
* знакомство со специальной литературой и приемами работы с ней;
* развитие исследовательских навыков, позволяющих оценивать природу и хозяйственную обстановку;
* развитие навыков проектной деятельности;
* формирование эстетического восприятия окружающей среды;
* формирование чувства гордости за свою Родину, своих земляков
Применение краеведческого принципа в географии не является новацией, но вопрос использования этого принципа в школьном географическом образовании в методической литературе рассматривается очень ограниченно. Разработанный модульный курс опирается на принципиально новые позиции в преподавании
предмета географии как по содержанию материала, так и по методам ее изучения . Данный подход является выигрышным , так как не предоставляет учащимся возможности получать знания на основе репродуктивного метода , а самим добывать их , используя исследовательский , проблемный методы .
Разработка курса ориентирована на применение в 8 классе. Идея курса может быть успешно реализована, только при условии
:
* использования умений и навыков более ранних ступеней изучения географии;
* построение учебного процесса на основе внутрипредметной преемственности;
* построение учебного процесса на основе междисциплинарного характера
Чтение курса рассчитано на 4 учебные четверти. Занятия проводятся один раз в неделю.
Первое занятие является вводным. Затем следует основной цикл занятий, который поделен на 4 раздела:
1. Ростовская область на поверхности планеты
2. Донская природа
3. Новые поиски – новые находки
4. Дневник загадочного прошлого
В последние 2 часа предполагается проведение занятий по систематизации и обобщению полученных знаний и накопленных в самостоятельной работе учебного материала.
Большинство тем предполагает самостоятельную работу учащихся, но в связи с ограниченным освещением материала в литературе в работе необходимо уделять большое внимание конструктивной работе учащихся и преподавателей различных дисциплин.
В последнее время мы все чаще слышим о нетрадиционных формах проведения уроков. Я сторонник обычного традиционного урока, но урока, на котором нет места безделью, скуке и равнодушию, «простой механике».
Я считаю, что нет скучных уроков. Даже обычный традиционный урок можно разнообразить. Например, на уроке я предлагаю отойти от традиционной организации учебного времени:
1) организационный момент
2) проверка домашнего задания
3) изучение нового материала
4) закрепление изученного материала
5) подведение итогов урока
6) домашнее задание
Мне кажется, на уроке можно использовать другую схему, которая позволит :
* более рационально использовать учебное время
* организовать при изучении нового материала сопутствующее повторение ранее изученного
* использовать более разнообразные формы работы на уроке
* ввести на уроки игровые формы работы, которые способствуют с одной стороны закреплению и повторению материала, а с другой – созданию на уроке доброжелательной , эмоционально- благоприятной обстановки
* воспитывать такое качество как взаимоуважение между учениками, между учителем и учеником
* возможность каждому ученику проявить свое участие и ощутить себя полноправным участником учебного процесса, а не простым слушателем
Я думаю, что более рациональной будет схема урока приведенная ниже.
1) Домашнее задание на следующий урок
2) Изучение нового материала
3) Блиц – опрос
4) Проверка домашнего задания
5) Подведение итогов урока
6) «Путешествие по карте»
Конечно, нужно искать, творить, « идти вперед, но и оглядываться назад ». Компетентность педагога – вечная проблема всех систем образования. Для меня она всегда актуальна и остра, поэтому постоянно нахожусь в поисках путей повышения профессионального мастерства.Постоянно вдумываюсь в понятие- «образование», которое можно расценивать как «создание» , «развитие» , «воспитание».