Урок наглядной геометрии:«Линия. Неопределяемые понятия геометрии» Цели урока: учебная: • закрепить понятие точки, прямой, кривой и ломаной линии; • научить самостоятельно чертить прямые линии; • форматировать навыки работ с чертежными инструментами (линейкой, циркулем); • овладеть навыками построения чертежа. развивающаяся: • развивать и форматировать пространственные и геометрические представления и понятия; • развивать чертёжные и графические умения и навыки; • пополнять математический кругозор, обогатить жизненный опыт; • развивать и корректировать пространственные представления, воображение, моторику, логическое мышление, речь, умственную и практическую деятельность. Оборудование: • латинский алфавит, плакат с видами линий, рисунок, циферблат, раздаточный материал, линейка, циркуль, складной метр, отвес, верёвочки, фломастер, карандаши. Форма проведения: • практическая работа. Наглядно действенные приёмы: • Выполнение чертежей. Цель: развивать учебные навыки, умение работать с чертёжными инструментами. • Графические задания состоят в обводке геометрических фигур. Цель: закрепление понятий, развитие пространственного представления, умение анализировать, выделять в фигурах определяемые свойства, умение сравнивать, рассуждать. • Работа с раздаточным материалом. Цель: развивать созерцание (картина, схема, складной метр), осязание (прикосновение к карте, листочку, оконному стеклу, глобусу), представление (изображение рукой в воздухе). • Словарная работа. Цель: формирование математического языка. Учитель: Сегодня мы будем путешествовать по стране • «Геометрия». Посмотрите на поверхность стола. Проведите по ней рукой. Вся ли ладонь вашей руки соприкасается с поверхностью стола? Какая это поверхность? Плоская поверхность дает представление о плоскости. Мысленно проведите рукой по оконному стеклу. Можно ли поверхность стекла назвать плоской? А поверхность глобуса? Вся ли ладонь соприкасается с глобусом? Найдите на окружающих Вас в классе предметах плоские поверхности. На ваших партах лежит лист белой бумаги. Какая у него поверхность? Мы будем делать чертежи на плоскости этого листа. Поднимите левую руку, покажите левый угол – напишите в левом верхнем углу свою фамилию. Поднимите правую руку, покажите правый угол - напишите в правом верхнем углу число и месяц. Между этими записями напишите тему: «Точка. Линия». Все чертёжные работы будем выполнять карандашом, а все надписи делать ручкой. • Возьмите в руки карандаш, поднесите его к листку бумаги, прикоснитесь к нему отточенным концом. Что осталось на бумаге? На бумаге остался след от карандаша, совсем крошечный. Как называется этот след? Точки мы будем обозначать заглавными буквами латинского алфавита. На доске вывешен латинский алфавит. Читаем вместе буквы латинского алфавита. Где в учебнике есть латинский алфавит? • На листочках постройте ещё две точки и обозначьте их заглавными буквами. Теперь мысленно отправимся на прогулку. Над нами высоко в небе светит солнце. И высоко-высоко летит реактивный самолет, оставляя за собой… Что он оставляет за собой? Как будто кто-то белым карандашом рисует на огромном голубом листе бумаги. Поднимите руку и проведите в воздухе воображаемый след. Возьмите в руку карандаш и проведите им по бумаге. Что осталось на листе бумаги? (Непрерывный след от карандаша). Как можно его назвать? (Линия). Какой может быть линия? • Перед Вами лежит верёвочка. Возьмите её в руки и натяните. Какая получилась линия? (Прямая). С помощью какого инструмента, имеющегося в классе, можно провести прямую линию? Как мы будем её проводить? Возьмите линейку, прижмите её левой рукой к бумаге, а правой рукой ведите карандашом вдоль линейки. Линии обозначают либо двумя большими заглавными латинскими буквами, либо одной маленькой буквой. Обозначьте проведенные Вами линии. • Возьмите верёвочку в руки и бросьте её на лист бумаги. Какая линия получилась? (Кривая). • У меня в руках складной метр. Какую линию он представляет? (Прямую). А сейчас? (Перегибаю метр в двух-трёх местах). Можно ли теперь назвать линию прямой? А кривой? А какой ее можно назвать? Такую линию называю ломаной. Нарисуйте её в воздухе. С помощью какого инструмента можно построить ломаную линию на бумаге? Видели ли Вы ломаную линию в природе? (Молния). • На доске вывешивается плакат с видами линий. С его помощью ученики повторяют линии, с которыми они познакомились на уроке. Учитель: Какой из инструментов даёт нам провести кривую замкнутую линию? Рассмотрим его. Он состоит из двух точек. Одна точка с иглой, а другая – с грифелем. Как им пользоваться? Отметьте на листе точку и точку циркуля с иглой поставьте в эту точку, а точку с грифелем очертите линию. Как называется линия, которую начертил циркуль? • Какие линии можно увидеть вокруг нас? Я помогу Вам вспомнить линии в окружающей нас природе с помощью рисунка, изображенного на плакате. • На Ваших партах лежит верёвочка, к которой привязана гайка. Возьмите её в руки и поднимите над партой. Что произошло с верёвкой? Как называют эту прямую? Такую прямую называют вертикальной. Строители часто используют в своей работе верёвочку с грузиком , что бы проверить вертикально ли стоит стена. Представьте себе, что Вы находитесь в поле, смотрите в даль и Вам кажется, что где-то далеко… небо сходится с землёй. Это горизонт. От этого слова получила своё название горизонтальная линия. Взгляните на рисунок, покажите, где находится горизонт. Поднимите руку. Проведите в воздухе горизонтальную прямую. Теперь постройте её на листочке. • 1. Положите перед собой рисунок, который лежит на парте, и обведите черным фломастером прямые линии, красным – кривые. Найдите на рисунке четырехугольник. Какой линией он ограничен? (л.) 2. Найдите треугольник. Какой линией он ограничен?(л.) 3. Какой линией ограничен круг? (Кривой(окружность)). 4. Что объединяет эти три линии? Что у них общего? Как можно назвать эти линии? (Замкнутые). 5. Обведите на рисунке зелёным карандашом замкнтые линии. Под какими они номерами? (1, 3, 4, 8, 10). 6. Есть ли на рисунке окружность? (Охарактеризуйте каждую линию на рисунке). Итог: 1. Чему мы научились? (строить точки, проводить прямые) 2. Какими бывают прямые? (Прямыми, кривыми, ломанными). 3. С какими прямыми линиями вы познакомились? 4. Какие фигуры ограничивает ломанная линия? (четырёхугольники, треугольники). Дома: 1. Нарисовать рисунок с использованием наибольшего количества различных видов линий. 2. «Минуты фантазий» Душа природы. Я думаю, во всем есть своя душа. И в деревьях, и в облаках, и в ветре. Когда я гуляю по лугу или в лесу, я вижу, Как распускаются цветы. Мне кажется, это у них душа такая. И ромашки душа весёлая, как солнышко. У колокольчиков душа лёгкая. У Иван-да-Марьи две души, один цветок. У анютиных глазок душа ласково глядит. У ландышей душа светлая и влюблённая. И розового и белого клевера душа простая и добрая, А у репейника душа дикая, непокорная. Высоко растёт, головы не клонит. Генрих Сангир. • Какой Вам видится душа геометрических линий? Напишите маленький рассказ. Ребята! На этом наше «Путешествие по стране «Геометрия»» не заканчивается. В этом году нас ждёт урок «Практической геометрии», где мы продолжим формировать понятия об основных геометрических фигурах, научимся строить треугольник, называть его, различать элементы. До скорых встреч! Минуты релаксации. 1. Сядьте спокойно, закройте глаза, положите руки на колени; представьте, что Вы на море. По морю бегут волны. Представьте набегающую на берег волну. Поднимите правую руку и постарайтесь изобразить её в воздухе. 2. Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что Вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в правую руку воображаемый песок и посыпайте песком вокруг камушка, постепенно раскрывая пальцы. . |