МБОУ Ново-Павловская СОШ Учитель технологии Пятилокотова О.П.
«Учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Возможно ли это?...»
2 «Вначале было слово… А я провозглашаю снова: Все начинается с любви- И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка. Все начинается с любви…» /Р. Рождественский/
Свое эссе я хочу начать именно такими словами потому, что в моем понимании учитель- это личность, притягивающая к себе, озаряющая всех, дарящая свет, радость, знания и тепло. Учитель обязан зажечь в глазах детей пытливый огонек жажды знаний. Учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Возможно ли это? Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучить с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит. Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. В связи с этим каждый учитель должен совершенствовать себя сам, познавая разнообразные методы, формы и приемы, перенимая опыт педагогов-мастеров, создавать свои приемы обучения. Учителю много нужно знать. Постоянно работать над собой. Высочайшая требовательность к себе, громадная ответственность. У Амонашвили я прочла: «Нельзя, чтобы педагог смотрел на свой опыт – пусть даже двадцатилетний – как на полное совершенство, не нуждающееся в переосмыслении перед каждой новой встречей с детьми».Эти слова напоминают мне о том, что учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом. Поэтому учителю очень важно уметь так строить процесс обучения, чтобы каждый ребенок был увлечен и заинтересован.
3 Гуманизация нашего общества поставила главный вопрос об авторитете учителя. Поэтому выбирая эту профессию, я понимала, какую огромную ответственность беру на себя за тех, кого буду учить и воспитывать. Вместе с тем я отвечаю и за свою профессиональную подготовку, так как право быть учителем и наставником приходится подтверждать каждодневно. Гете писал, что «учатся у того, кого любят», поэтому педагог – это образец, которому сознательно, а зачастую неосознанно подражают дети. И каждый, кто избрал для себя это поприще должен, во-первых, объективно оценивать собственные возможности, во-вторых, знать свои сильные и слабые стороны, в-третьих, постоянно развивать значимые именно для этой профессии качества (дидактические и коммуникативные способности). И, конечно, педагог должен обладать общей культурой: культурой поведения, общения. Однако же, и в этом я уверена, самое главное, – это все же умение понимать и уважать своего ученика. Принимать его вне зависимости от того совпадают ли системы ценностей, модель поведения. Л.Н Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку, и ты воспитаешь их». Но мало знать и любить предмет. Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей, применять разнообразные формы и методы обучения. А в этом мне помогает моя учеба в ЮФУ, факультет «Педагогика и психология». А отсюда и мое педагогическое кредо: хорошо знать каждого ребенка, его возможности, сильные и слабые стороны. Использовать такие методические приемы, которые дают школьникам ощущение самостоятельности и творческого участия в процессе изучения предмета. Вспоминаю заповеди Монтессори: «Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным…
4 Если постоянно критикуют, он учится ненавидеть». Поэтому мы, педагоги, в ответе за нравственное здоровье нации. Также, на мой взгляд, очень важно создать психологический комфорт для учащихся, чтобы и они и я от урока получили удовольствие. Для этого я стараюсь создать благоприятную атмосферу, основанную на взаимном понимании и умении, поддержать хорошую дисциплину, основанную на уважении учителя к учащимся и учащихся к учителю. Миссия учителя и моя миссия – помогать каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание, и вместе восходить на новый уровень развития. По моему мнению, для того, чтобы процесс обучения приносил ребенку удовлетворение от результатов своей деятельности, необходимо учителю не ограничивать себя рамками программы и инструкциями, не вести уроки по определенному шаблону, а стараться подать его в увлекательной форме, чтобы главными участниками были дети. Таким образом, моя деятельность заключается, прежде всего, в развитии у учащихся активизации самой потребности к творческой деятельности. Помочь в достижении этой цели могут нетрадиционные приемы, активизирующие творчество учащихся. Учитель на уроке должен быть другом, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастником поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, сколько он интересен и нов для самих школьников. Ведь ребенок не может творчески мыслить, если он боится высказать, допустить оплошность. Поэтому авторитарная педагогика для меня неприемлима. Педагогика сотрудничества, ориентированная на личность – вот, что привлекает меня. В каждом ребенке видеть личность и строить так процесс обучения, чтобы каждый ребенок, и сильный, и слабый получал радость от собственных успехов, веря в свои силы.
5 Жизнь (точнее, наши отношения с окружающей действительностью ) технологична. Потому что каждый день в любой деятельности перед человеком возникают всевозможные проблемы и нужно уметь справляться с ними так, чтобы в результате и мир, и человек стали совершеннее. Я мечтаю о том, чтобы мои дети вышли из школы в большой мир с сердцем, открытым добру и красоте, душой способной любить и сострадать.