1. Электрический заряд является сложным физическим понятием для учащихся. К этому понятию учащихся подводят на основе опытов по электризации тел. На основе опытов по электризации различных тел (стекла, эбонита, капрона, и т.д.) ищут ответ на следующие вопросы: 1. Только ли эбонит при натирании шерстью электризуется? 2. Обязательно ли натирать тела шерстью? 3. Электризуются оба или одно из натертых тел? 4. Зависит ли род заряда накопленного на поверхности тела, от вещества тела соприкасающегося с данным? Ответы на эти и другие вопросы обучающиеся 8 класса имели возможность получить на учебном занятии, проходившем на базе центра «Точка роста» в кабинете физики. Разделившись на поисково- исследовательские малые группы по тематическим направлениям, восьмиклассники с энтузиазмом включились в самостоятельную работу с информацией, видеоматериалами, справочной литературой.
Результатом совместной работы, но при непосредственном кураторстве преподавателя, получилось
- создать графические модели взаимодействия существующих в природе зарядов (положительного и отрицательного);
- познакомиться и самостоятельно продемонстрировать, используя лабораторное оборудование, способы электризации тел.
II. Электрон. Строение атома.
1.Обучающиеся изучили, что электрический заряд делим, то есть существует наименьшая заряженная частица. Учитель подчеркнула, что с помощью очень точных экспериментов такая частица была обнаружена и назвали ее электрон.
2.Совместно сформулировали гипотезу, что тела состоят из атомов и молекул, следовательно, электрон должен быть внутри атомов. Эту гипотезу необходимо проверить экспериментально. Обучающимся было предложено ознакомиться с принципиальной схемой установки опыта Резерфорда. В результате этого опыта была дана планетарная модель атома, которая напоминает нашу Солнечную систему.
Далее свою работу презентовали проектные группы:
1)С помощью доступного раздаточного материала, используя информацию о порядковом номере химического элемента по периодической таблице химических элементов им. Д.И.Менделеева, ребята правильно характеризовали заряд ядра атома и соответствующее число электронов в атоме.
2)Для моделирования атома обучающиеся выяснили, что ближайшая к ядру оболочка может содержать не более 2, а следующая не более 8 электронов.
3)Наглядность этого приёма моделирования позволяет получить представление о трансформации электро нейтрального атома в положительный или отрицательный ион. Группа школьников представила модели уже известных и проекты пока ещё неизвестных науке моделей молекул и атомов.
Особый интерес у ребят вызвала история о научных заслугах М.В.Ломоносова и его друга Георга Рихмана в изучении природы электричества. В кабинете физики уже давно существует библиотечка научно- популярной познавательной литературы для школьников. На страницах умных книг можно найти дополнительную информацию по интересующим вопросам.
Ачкасов Григорий представляет графическую модель взаимодействия электрических зарядов.
Любченко Алексей и Ачкасов Григорий изучают материал, посвящённый опытам М. В. Ломоносова по исследованию природы электричества.
Апрыщенко Алексей комментирует способ электризации тел методом интенсивного натирания поверхностей контактируемых тел.
Какичева Дарья и Моргачёва Анастасия демонстрируют способ электризации путём передачи заряда от наэлектризованного тела к ненаэлектролизованному.
Дубинина Ксения и Максимова Софья моделируют строение атомов химических элементов, используя информацию Периодической таблицы химических элементов.
Торосян Олеся, Донскова Снежанна, Саломатин Кирилл и Апрыщенко Алексей представляют модели молекул химических элементов.
|