Среда
22.11.2017
00:04
Категории раздела
Мои файлы [142]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 116
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
МБОУ НОВО-ПАВЛОВСКАЯ СОШ
Главная » Файлы » Мои файлы

Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.
[ Скачать с сервера (3.26Mb) ] 25.02.2014, 22:52
Урок русского языка в 10 классе.
Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, раздаточный материал; рабочий лист ученика.
Цели:
Познавательные:
• выяснить, какими способами могут быть образованы имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия;
• закрепить знания о способах словообразования;
• учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
Развивающие:
• развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
• развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем, таблиц, алгоритмов).
Воспитательные:
• поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
• воспитывать умение сотрудничать, внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Задачи:
• выявить способы образования знаменательных частей речи;
• обобщить сведения о словообразовательных способах;
• развивать и обогащать речь учащихся.
Технология развития критического мышления.
Ход урока.
I) Этап 1. Вхождение (погружение) в тему урока и создание условий для осознанного нового восприятия материала.
Оргмомент. Знакомство.
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Петровна. Сегодня и у вас и у меня не совсем обычный урок. Знакомство наше будет коротким, но случайных встреч не бывает. Слайд 2. На Востоке говорят: «Каждый человек тебе учитель. Ведь если он появился, то это уже неспроста». Слайд 3. Надеюсь, что наша встреча принесёт взаимную пользу. Чему-то вы научитесь у меня, а чему-то и я у вас. Слайд 4. «Потому что совместный труд для моей пользы он объединяет».
II) Тема урока. Целеполагание.
Слайд 5. Знакомы ли вам данные схемы?
Слайд 6. Примерный ответ: Данные схемы обозначают способы словообразования.
Какие это способы? (приставочный, суффиксальный, сложение)
Какие способы не указаны? (приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, переход) (Слайд)
У: Данные схемы представлены неслучайно. Они помогут сформулировать тему сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.
Слайд 7. Тема: Способы словообразования знаменательных частей речи.
У: Расшифруйте понятие знаменательные части речи. (Самостоятельные: именные, глагол, наречие)
Слайд 8-9. В соответствии с темой урока, сформулируйте задачи и цели, используя опорные слова.
вспомнить → Особенности каждого способа словообразования.
узнать → Какими способами образуются существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Какое задание в рамках ЕГЭ проверяет знания из области словообразования.
научиться Применять знания на практике: определять способ, находить слова, образованные определённым способом.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего повторения и обобщения материала. Организация обратной связи.

III) Работа с теоретическим материалом.
У: мы уже вспомнили основные способы словообразования.
Знаете ли вы, на какие две группы делятся словообразовательные способы? (Слайд 10) Давайте распределим. (Если не знают, обратимся к помощи учебника (стр.64-65)
Словообразовательные способы:
Морфологические неморфологические
Приставочный переход одной части
Суффиксальный речи в другую
Приставочно-суффиксальный
Сложение
Бессуффиксный

Составьте лингвистический текст, опираясь на схему.
У: Знаете ли вы, какое задание ЕГЭ проверяет знания в области словообразования?
Задание В1 второй части работы относится к высокому уровню сложности и проверяет знания в области словообразования.
IV) Индивидуальное задание паре учащихся: просмотрите несколько вариантов КИМ и выясните: всегда ли одинаково сформулировано задание В1.
Задание для работы в паре.
1. Просмотрите несколько вариантов задания В1.
2. Сравните: всегда ли одинаково сформулировано задание.
3. Сколько вариантов формулировки вы увидели?
4. Сделайте вывод.
Свой ответ вы можете начать так: сравнив несколько вариантов задания В1, мы пришли к выводу, что …

V) Фронтальный опрос. Слайд 11-17.
Класс работает над схемами.
(Приставочный – к производящей основе добавляется приставка.
Суффиксальный – добавляется суффикс.
Приставочно-суффиксальный – и приставка, и суффикс одновременно.
Сложение – способ образования новых слов путем соединения двух и более производящих основ, или слов, или их частей.
Переход – изменение морфологических признаков слова.

Слайд 18. Мы пришли к выводу, что в КИМ предлагается два варианта задания В1:
1. Определить способ образования предложенного слова.
2. Из предложений(я) выписать слово, образованное определённым способом.

Слайд 19. По данным ФИПИ: В1 - одно из самых сложных заданий. Ежегодно около 60% экзаменуемых выполняют его с ошибкой. Столь грустный результат кроется в следующих причинах:
• формальный подход выпускников к разбору слова по составу;
• подмена словообразовательного разбора слов разбором по составу;
• незнание морфологических характеристик разных частей речи.
Скажите морфемный и словообразовательный разбор это одно и то же? НЕТ!
Слайд 20. Помните! Морфемный анализ отвечает на вопрос: из каких морфем состоит слово.
Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:
- От какого слова образовано данное?
- Каким способом образовано данное?
Этап 3. Практикум. Предлагаю вам разобраться в таком немаловажном вопросе, как словообразование различных частей речи. Прежде, чем приступят к выполнению задания! Рекомендации на слайдах 21-25.
Слайд 26.Алгоритм действий.

Алгоритм.
1. Работать со словом только в начальной форме, обозначить формообразующие суффиксы.
2. Подобрать ближайшее родственное слово и выделить окончание или формообразующий суффикс.
3. Выделить у слов общую часть (совпадающие морфемы).
4. Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.
VI) Работа в парах. Каждая группа получает карточки с набором слов, выполняет задание, вывод заносит в таблицу.
Роли в группе (распределяют сами учащиеся):
• организатор – отвечает за работу группы в целом, следит за временем;
• спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
• секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
• критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
• корректор – сверяет выполненную работу с эталоном, вносит исправления, дополнения.
Задание для групп: Определите каким способом и от слов какой части речи могут быть образованы … .
В конвертах вы найдёте карточки с заданиями, выполнив которые, вы сможете заполнить сводную таблицу. На выполнение задания отводится 5 мин.
Группа 1. Какими способами образуются имена существительные.
Карточка 1.
Нач. форма вылет рассказ связь
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 2.
Нач. форма сочувствие переживание испытание
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 3.
Нач. форма подоконник подбородок приморье
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 4.
Нач. форма неудача неприятель антициклон
Ближайшее родственное слово.
От какой части речи
Способ образования

Карточка 5.
Нач. форма снегопад пешеход паровоз
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 6.
Нач. форма (высокий) военный (главный) управляющий (ванильное)
мороженое
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Сводная таблица для 1 группы.

Часть речи От каких частей речи могут быть образованы Каким способом
Имя существительное



Эталон для 1 группы.

Часть речи От каких частей речи могут быть образованы Каким способом
Имя существительное Существительные
Прилагательные
Глаголы
причастия Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение
Переход

Группа 2. Какими способами образуются имена прилагательные.
Карточка 1.
Нач. форма невесёлый преогромный сверхмощный
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 2.
Нач. форма Большущий беловатый высоченный
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 3.
Нач. форма настольный безбилетный неразрывный
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 4.
Нач. форма лироэпический засухоустойчивый агропромышленный
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Сводная таблица для 2 группы.
Часть речи От каких частей речи могут быть образованы Каким способом
Имя прилагательное

Эталон для 2 группы.
Часть речи От каких частей речи могут быть образованы Каким способом
Имя прилагательное Существительные
Прилагательные
Глаголы
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Сложение

Группа 3. Какими способами образуются глаголы.
Карточка 1.
Нач. форма Написать Отпрыгнуть прочитать
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 2.
Нач. форма Плотничать белеть перечитывать
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 3.
Нач. форма потрескивать Припевать насвистывать
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Сводная таблица для 3 группы.

Часть речи От каких частей речи могут быть образованы Каким способом
Глагол

Эталон для 3 группы.

Часть речи От каких частей речи могут быть образованы Каким способом
Глагол Существительные
Прилагательные
Глаголы
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный

Группа 4. Какими способами образуются наречия.
Карточка 1.
Нач. форма недолго Кое-как засветло
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 2.
Нач. форма летом весело лёжа
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 3.
Нач. форма По-новому снизу втроём
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Карточка 4.
Нач. форма мимоходом вполсилы Видимо-невидимо
Ближайшее родственное слово
От какой части речи
Способ образования

Сводная таблица для 4 группы.

Часть речи От каких частей речи могут быть образованы Каким способом
Наречие

Эталон для 4 группы.

Часть речи От каких частей речи могут быть образованы Каким способом
Наречие Существительные
Прилагательные
Наречие
Местоимение
Числительное Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Сложение

Заполненную сводную таблицу каждая группа сравнивает с эталоном.
Затем «спикер» знакомит весь класс с результатами исследования. На доске высвечивается сводная таблица. Слайд 27-32.Такую же таблицу на рабочих листах заполняют все учащиеся.

Часть речи От каких частей речи могут быть образованы Каким способом
Имя существительное Существительные
Прилагательные
Глаголы
причастия Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение
Переход
Имя прилагательное Существительные
Прилагательные
Глаголы
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Сложение
Глагол Существительные
Прилагательные
Глаголы
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный

Наречие Существительные
Прилагательные
Наречие
Местоимение
Числительное Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Сложение
Причастие и деепричастие Только от глаголов Только суффиксальным способом

Вместе дополняем сведениями о причастии и деепричастии.
Вернёмся к формулировке заданий В1. Слайд 33.
Для выполнения первой подходит алгоритм, которым пользовались на уроке, но следует добавить первый пункт. С чего необходимо начинать словообразовательный анализ? С определения части речи.
Слайд 34.Определить часть речи. Вспомнить какими способами может быть образовано.
Для выполнения задания 2.
Более сложный вариант. Вот тут-то и пригодится созданная на уроке сводная таблица. Слайд 35. Например, если нужно выписать слово, образованное бессуффиксным способом?... Знаем, что так могут быть образованы только существительные.


Алгоритм.
1. Найдите в тексте все существительные (в том числе приставочные!), не имеющие суффикса или имеющие нулевой суффикс. При этом не обращайте внимания на наличие окончаний.
2. Исключите из списка существительные, образованные с помощью сложения основ и путём перехода.

3. Оставьте только то, которое было образовано от глагола или прилагательного путём отсечения суффикса и окончания.
Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание.
VII) У: В результате работы на уроке мы получили в некотором роде опорный конспект для выполнения заданий из области словообразования. Он поможет вам справиться с домашним заданием. Это 4 задания, одно из которых вам предстоит выполнить в обязательном порядке, а при желании вы можете выполнить больше. Рядом с заданиями вы увидите критерии, по которым будет оцениваться результат вашей работы.

Рефлексия.
Продолжите предложения.
 Сегодня я узнал…
 Было интересно…
 Было трудно…
 Я понял, что…
 У меня получилось …
 Мне хотелось бы поблагодарить …
Оценка.
Категория: Мои файлы | Добавил: GamayunovaIrina
Просмотров: 2091 | Загрузок: 112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]