Четверг
25.04.2024
19:10
Категории раздела
Мои файлы [266]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 193
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Director
МБОУ НОВО-ПАВЛОВСКАЯ СОШ
Главная » Файлы » Мои файлы

Урок литературы в 9 классе по повести И.С.Тургенева "первая любовь"
[ Скачать с сервера (9.24 Mb) ] 04.12.2012, 20:35
Автор: Гамаюнова Ирина Петровна

Место работы, должность: МБОУ Ново-Павловская СОШ, учитель русского языка и литературы.

Класс: - 9

Предмет: литература.

Тема урока: Повесть И.С.Тургенева «Первая любовь»
Имя урока: “«Первая любовь» – это пережито” (И.С. Тургенев)
Эпиграф:
«Это единственная вещь, которая мне самому
до сих пор доставляет удовольствие,
потому что это сама жизнь, это не сочинено…»
И.С.Тургенев
Цели урока: Проверка первичного восприятия текста.
Выделение идейно-эмоционального содержания повести.
Знакомство с автобиографической основой.
Задачи:
Дидактические:
продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
обозначить злободневность произведения.
Развивающие:
совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
развивать эмоциональную восприимчивость.
Воспитательные:
воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
уважение к чувствам других людей;
показать вневременные рамки классического художественного произведения;
воспитание высокой эмоциональной культуры.
План урока.
1. Оргмомент. (5 мин.)
2. Целеполагание. (3 мин.)
3. Знакомство с Анненковым. Составление тезисного плана.(3 мин.)
4. Литературный спор (дискуссия). (20 мин.)
5. Знакомство с автобиографической основой повести. Индивидуальные сообщения. (6 мин)
6. Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание.(4 мин.)
7. Домашнее задание. ( 2 мин.)
8. Завершающий этап урока.(2 мин)
Ход урока. Слайд 1.
Оргмомент. Сообщение темы, имени и эпиграфа урока. Слайд 2.
Учитель. Прослушайте и ответьте на вопрос: О чем стихотворение? Какие чувства автора передает? Каким образом перекликается с содержанием повести? Слайд 3.
Прослушивание романса на стихи Тургенева «Утро туманное»
Слайд с текстом.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, как жадно , так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые
Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,
Многое вспомнишь родное, далекое…
Примерный ответ. Романс посвящен теме любви. Воспоминания, об ушедших любовных переживаниях, что роднит содержание повести и романс. Рассказчик Владимир Петрович вспоминает о своей первой юношеской любви.
Учитель. Я просила вас подобрать дома цитаты Тургенева о любви. Прочтите их, пожалуйста.
Примерные ответы: Горе сердцу, не любившему смолоду!
Слайд 4 .Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.
О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет?
Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит.
Тайны человеческой души велики, а любовь - самая недоступная из этих тайн.
У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее - и то не день - а мгновение.
Без горячей любви, без глубокой и сильной веры не стоит жить.
Учитель. Какой вывод о Тургеневе, как о человеке, вы могли бы сделать, прослушав романс, высказывания писателя? Как он относится к этому чувству?
Слайд 1. Примерный ответ: Любовь…Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев – один из писателей , трепетно изображающих рождение вечно юного чувства –любви. Он ставит чувство любви превыше всех человеческих чувств. Любовь пробуждает в нас все лучшее. Счастлив человек, умеющий любить и испытывающий это чувство. А первая любовь самая трепетная. Говорят, что она не забывается.
Учитель. Согласны ли вы с этим? Ваши впечатления от прочтения повести.
Актуально ли произведение, ведь она написана более 150 лет назад?
Примерные ответы: Сфера человеческих переживаний не изменилась за эти годы. Проблема первой любви так же актуальна для человечества, как и в 19 веке. Главный герой – почти ровесник . Его трепетные переживания. Нравственная чистота.
Учитель. Думаю, что вам хотелось бы узнать о повести побольше.
Слайд 5. Посмотрите внимательно на имя урока и эпиграф. Сформулируйте цели нашего сегодняшнего урока.
Целеполагание:
Вам помогут данные опорные слова (на доске дописываю цели):
1. Основа …
2. Посвящение …
3. Мнение …
Примерные ответы учащихся:
1. Имя урока подсказывает, что у произведения автобиографическая основа. Так ли это?
2. Кто такой Анненков? Почему именно ему посвящено произведение?
3. Мнение моих одноклассников и современников Тургенева о произведении.
Слайд 6.Учитель. Предлагаю начать с посвящения. Прослушайте индивидуальное сообщение и составьте тезисный план.
Слайд 7. Примерный план:
- близкий друг И.С. Тургенева
- литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф
- учился в Горном институте Петербурга
- вольнослушатель историко-филологического факультета
- дружба с Гоголем и Белинским
- поездка в Европу
- «Письма из-за границы» и «Путевые записки»
Учитель. Сравните свои записи с записями на доске.
ОБ Анненкове.
Повесть посвящена близкому другу И.С. Тургенева Павлу Васильевичу Анненкову (1813–1887). Анненков литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф и издатель собрания сочинений А.С. Пушкина. Родился в семье богатого симбирского помещика, получил соответствующее дворянам того времени домашнее образование. Учился сначала в Горном институте Петербурга, из которого ушёл в 1832 г. и стал вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1833 г. был зачислен в канцелярию Министерства финансов в чине коллежского секретаря, но вскоре оставил службу. Дружба с Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, начавшаяся в эти годы, определила будущую литературную судьбу Анненкова. 1840-1843 гг. он провёл за границей, посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Данию, Англию. Свои впечатления живо и интересно отразил в «Письмах из-за границы» и «Путевых записках». Анненков вместе с Гоголем жил в Риме и переписал под его диктовку первый том “Мёртвых душ”, был свидетелем работы В.Г. Белинского над “Письмом к Гоголю”. В петербургский период (1843-1845 гг.) П.В. Анненков ещё больше сблизился с Белинским и его друзьями Герценом, Огарёвым, Грановским и др. Познакомившись с И.С. Тургеневым, Анненков стал до конца жизни писателя его другом и литературным советчиком. Выступая в мемуарном жанре, отразил всё богатство личных впечатлений, умело сочетая их с исследовательским элементом. Важное место в мемуарах П.В. Анненкова занимают воспоминания «Молодость И.С. Тургенева. 1840-1856» (1884). К тому же Павел Васильевич Анненков является первым публикатором писем Тургенева.

Для меня было бы интересно узнать мнение Анненкова о повести, посвященной ему, но, к сожалению, я не нашла ничего по этому поводу. Думаю, что и у каждого из вас сложилось определенное мнение о произведении, каждый сделал для себя определенные выводы. Но современниками Тургенева повесть “Первая любовь” была воспринята неоднозначно. Для нас прежде всего важны мнения тех читателей, к кому внимательно прислушивался сам Тургенев. Это Луи Виардо и Гюстав Флобер. Слайд 8.
В письме французского писателя и критика пластических искусств Луи Виардо к Тургеневу (Париж, 11/23 ноября 1860 года) мы читаем резкую критику повести: “Мой дорогой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”. Откровенно говоря, если бы я был редактором “Revue des Deux Mondes”, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой. Все его персонажи отдают одиозностью (одиозный - вызывающий к себе крайне отрицательное отношение). Словарная работа.
Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 года он пишет Тургеневу: “...я особенно хорошо понял эту вещь.… Всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Для меня это вершина».
Литературный спор (дискуссия). (Беседа на выявление первичного восприятия).
Учитель. Ребята, а вы в большей степени склоняетесь к какому мнению? Кто же прав? Обоснуйте свою точку зрения, аргументируя ответ цитатами из текста.
Так что же представляет тургеневская повесть: образец «нездоровой литературы» или «вершину»?
Наводящие вопросы на тот случай, если учащиеся вяло отреагируют на предложение сформулировать свою точку зрения.
Перечислите героев и персонажи повести. Что в них одиозного? Чем это можно оправдать, как объяснить?
Дайте краткую характеристику каждому из них.
Встретились ли вам эпизоды, поступки героев, вызвавшие какие-либо негативные чувства?
Кто из героев вызвал симпатию? Почему?
Какова основная мысль повести? Тема? Идея? Проблема?
Почему Флобер считает указанные две строчки «вершиной»? Сделайте вывод.
Учитель. Что может оправдать поступки, поведение героев? Конечно же чувство любви!
Вывод: То, как описывает чувства и переживания Тургенев, можно по праву считать вершиной. Любовь — это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций — от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период — свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.
Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом и свидетельствуют упомянутые выше строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».
Вот теперь, после нашей беседы, настало время узнать: имеет ли повесть автобиографическую основу?
Индивидуальные сообщения.
Первое сообщение. Слайд 9.
“Вся моя биография – в моих сочинениях” – эти слова Тургенева ещё раз подтверждаются повестью “Первая любовь”, основанной на автобиографическом материале.
““Первая любовь” – это пережито”, – замечал Тургенев в своём дневнике. Действительно, в повести мы видим последовательность реальных жизненных фактов: действие происходит летом 1833 года, когда будущему писателю шёл шестнадцатый год, а его герой, Вольдемар, на год старше. “До четырнадцати лет, – вспоминал Тургенев, – я был маленький ростом; угрюмый, упрямый, злой и любил математику. Четырнадцати лет я заболел, пролежал несколько месяцев в постели и встал почти таким высоким, каким теперь меня видите. Доктора уверяли, будто я и болел-то от сильного роста. С тех пор я совершенно изменился, – стал мягкий, слабохарактерный, полюбил стихи, литературу, стал склонен к мечтательности...” (Островская Н.А. Из воспоминаний о Тургеневе // Тургенев в воспоминаниях современников. М.: Правда, 1988).
Прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Писатель рисует яркий и достоверный портрет своего отца, о чём он сам неоднократно говорит. Многие его за это осуждали, но писатель восхищался красотой своего отца, его неотразимой очаровательностью. Это качество унаследовал от отца и сын. Его, как и отца, влекли к себе незаурядные, артистические, одарённые натуры: Полина Виардо, баронесса Юлия Вревская, актриса Мария Савина. И он, почти мальчик, и его отец полюбили молодую и удивительно красивую поэтессу Екатерину Шаховскую. Для отца это была последняя, почти роковая любовь, которая, по мнению некоторых критиков, и ускорила его гибель. Причины смерти Сергея Николаевича Тургенева до конца неизвестны. Сама Варвара Петровна (мать писателя)намекает на это в одном из писем, говоря о “насильственной смерти” мужа.
В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое».
Учитель. Однажды на вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь»,Тургенев ответил : «Этот мальчик –ваш покорный слуга…-Как? И вы так влюблены были?- Был. - И с ножом бегали?- И с ножом бегал».
Слайд 10. О прототипе главной героини повести, расскажет Пивоварова Диана.
Второе сообщение. Прототип Зинаиды Засекиной
Прототип Зинаиды Засекиной - реальное лицо – княгиня Шаховская, поэтесса. Под её именем в 30-х годах напечатано несколько стихотворных отрывков. Кроме того, в 1833 году вышла отдельным изданием поэма "Сновидение", с подзаголовком: "Фантасмагория". Стихи Шаховской производят необычное впечатление. Особенно, если перед этим перечитаешь тургеневскую "Первую любовь". Её импровизации легки и свободны, даже - изящны. Поэтическим опытам Шаховской в сильной степени присущи исповедальные мотивы. Этим они для нас особенно ценны. С детской непосредственностью рассказывает княжна о том, какое смятение вызвала любовь у ее героини, как велика у нее решимость отстаивать свое чувство против целого мира.
Что голос осуждений света?
Глагол ничтожной суеты!
Я не хочу его привета
И презираю клеветы!
Я знаю, люди не поймут,
Не оценят моих желаний
И не постигнут упований!
С душой холодной не дадут
Они мечте моей ответа ...
Для них чужда душа Поэта,
Их сила чувства не живит,
Их жизнь души не проявит.

Дальнейшая судьба передана Тургеневым в повести в значительной мере в соответствии с реальностью. В сентябре 1835 года, то есть без малого через год после смерти С.Н.Тургенева, Шаховская вышла замуж . Замужество княжны какой-то отчаянный жест, демонстрация. 22 июня 1836 года у Екатерины Львовны, как свидетельствуют документы, родился ребенок, мальчик, названный Александром . Через шесть дней после родин мать скончалась. В Петербурге, на Волковом кладбище, в начале прошлого века ещё сохранялось небогатое надгробие над могилой Е.Л.Владимировой, в девичестве княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:
Мой друг, как ужасно, как сладко любить!
Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.
Кто написал эти пронзительные слова? Кто посылал ей прощальный привет? Неизвестно.
Слайд 11. Рефлексия. Продолжите предложения:
 Сегодня я узнал…
 Было интересно…
 Было трудно…
 Я понял, что…
 Я почувствовал, что…
 Я приобрел…
 У меня получилось …
 Меня удивило…
 Урок дал мне для жизни…
 Мне хотелось бы поблагодарить …
Оценивание работы на уроке. Выставление отметок.
(Учащиеся получают набор вопросов и заданий).
Для анализа и самостоятельных интерпретаций 4 эпизода (подготовка к работе в группах):
I вариант: “Игра в фанты” (гл. VII);
II вариант: “Гроза” (гл. VII);
III вариант: “Прыжок со стены” (гл. XII);
IV вариант: “Объяснение Зинаиды и отца” (гл. XXI).
П л а н а н а л и з а э п и з о д а
Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.
Речевой строй эпизода: диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).
Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или: Что и как описывается? Какие детали описаний можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования?)
Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или: Какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов?)
Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?
Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создаётся?
Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?
Слайд 12-13. Учитель. Продолжим наши размышления о вечном на следующем уроке.
Учитель. Повесть “Первая любовь” – это произведение о сложности человеческих взаимоотношений, о том, как могут быть трагичны отношения между людьми, если они не основаны на любви. Это трагедия отца, связанного супружескими узами, семьёй, в которой нет любви. Это трагедия Зинаиды, которая полюбила человека своей мечты, но в силу обстоятельств не имела возможности с ним соединиться. Это трагедия мальчика Вольдемара, первая любовь которого оказалась такой драматичной.
Но всё-таки самое главное – это любовь как прекрасное чувство, как вечная человеческая ценность. Даже трагическая, безответная любовь прекрасна уже хотя бы потому, что она пробуждает в человеке самые лучшие струны его души.
Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Всеволода Рождественского:
Рождественский Всеволод
* * *
Любовь, любовь — загадочное слово
Любовь, любовь — загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Используемые учебники и пособия:
1. Т.Ф.Курдюмова и др. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений Москва. Дрофа. 2011
2. И.В. Золотарева Н.В. Егорова Поурочные разработки по литературе. 9 класс. Москва. Вако. 2004
Медиаресурсы:
1. uznaem-kak.ru›analiz…12-povesti…turgeneva…lyubov/
2. udocs.exdat.com›docs/index-414956.html
3. rusq.ru›?p=1245
4. lit.1september.ru›2001/16/lit16_05.htm
5. bliss-west.narod.ru›fa3.html
6. litrasoch.ru›…povesti-turgeneva-pervaya-lyubov/
7. media.oprb.ru›files/
8. turgenev.biografy.ru›
9. krugosvet.ru›enc…ANNENKOV_PAVEL_VASILEVICH.html
Категория: Мои файлы | Добавил: GamayunovaIrina
Просмотров: 20029 | Загрузок: 1111 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: